Сценарий на Пасху христианские

0

Категория: Пасха | Опубликовано: 28-11-2016

Цель занятия: знакомство детей с христианским праздником Пасхи и его обычаями.
Задачи: — приобщать младших школьников к истокам русской культуры;
— развивать мотивацию (потребность, интерес) и способность к художественно-творческой деятельности, расширять кругозор воспитанников;
— воспитывать интерес к народным обычаям и традициям;
Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Класс оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. На стенде – рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.
Ход урока:
Праздник начинается с чтения учителем стихотворения К. Фофанова «Пасха»
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море – точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
Учитель:
Пасха считалась у русских самым большим праздником в году, праздником всех праздников, великим днем, светлым воскресеньем.
Христианская религия определяет Пасху как день воскресения из мертвых Иисуса Христа.
Пасха — праздник подвижный, высчитывающийся по лунному календарю, он приходится всегда на седьмой день недели — воскресенье. Неделя, предшествующая Пасхе, называется страстной неделей в память о последних трагических днях жизни Иисуса Христа. Неделя после Пасхи — святая неделя, пасхальная.
Подготовка к Пасхе начиналась с первых дней Великого поста, усиливалась в страстную неделю.
Пасхальная сценка «Золотое яичко»
Ведущая:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое ─ золотое.
Баба:
Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба:
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед:
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба:
Ох, горит, слепит глаза!
Дед:
Чудеса!
Баба:
Чудеса!
Дед:
Ты в сундук запри его.
(слышен стук в дверь)
Баба:
Нету дома никого!
Дед:
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
Дед:
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается).
Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
Дед:
Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на Пасху детям.
(Дед и баба под музыку выносят лукошко с крашеными яйцами.)
УЧИТЕЛЬ: Какая красота! Посмотрите, как интересно покрашены яйца! А зачем их красили? Мы сейчас узнаем!
Выходят дети в костюмах яиц: Белое, Синее и Красное.
Белое: (хвастливо) А меня только что курочка Ряба снесла. Правда, я простое, а не золотое, но зато полезное!
Красное и Синее: А нас только что к Пасхе приготовили. Видишь, какие мы красивые?
Белое: К чему вас приготовили?
Красное: К Пасхе. Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых.
Синее: Мы тоже были белыми, как и ты, но в Великий четверг нас сварили и покрасили. Мы теперь крашенки.
Белое: А зачем вас покрасили?
Синее:. Потому что есть такой обычай обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего яйца окрашивают в красный цвет – цвет крови Христа.
Красное: Иногда яйца на Пасху не просто красят, а расписывают, разрисовывают. Такие яйца называются писанками.
УЧИТЕЛЬ: Главный обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: «Христос Воскрес!”, а ты в ответ: «Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся.
(Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются.)
УЧИТЕЛЬ: Обрядовой едой у русских на Пасху были крашеные яйца, кулич — пшеничный хлеб, пасха — блюдо из сладкого творога. По обычаю все это должно было освятиться в страстную субботу в церкви. Освящение придавало дополнительную святость ритуальным блюдам, усиливало заложенные в них магические свойства.
Яйца, кулич и пасху съедали утром после возвращения с пасхальной службы. Трапеза обычно начиналась с яиц. Первое яйцо делилось на несколько частей, соответствующих количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца, по мнению крестьян, должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения, поддержать во всех ее членах любовь друг к другу.
Окрашенное в красный цвет яйцо занимало центральное место в пасхальной обрядности, став своего рода символом праздника. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Так, пасхальное яйцо, по поверью, могло прекратить пожар в деревне, если бросить его в горящий дом. Оно могло помочь хозяйке найти потерявшуюся корову, излечить скот от повальных болезней. Яйцо, положенное в севалку, могло способствовать повышению будущего урожая. Катая в Пасху его по земле, можно, как считали, пробудить землю от зимнего сна.
Все эти поверья объяснялись древними, еще дохристианскими представлениями о яйце как символе, знаке и средстве воскресения и обновления жизни.
УЧИТЕЛЬ: Так же есть много примет на Пасху.
(Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.)
Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет)
На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)
На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)
УЧИТЕЛЬ: А теперь послушаем стихи об этом празднике.(дети заранее готовили понравившееся стихотворение)
В лужах солнышко искрится, верба пухом зацвела,
« Живы, жить!» — щебечут птицы, и поют колокола.
На столе кулич душистый, горка крашенных яиц.
В этот праздник, светлый, чистый, не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос воскресе!». « Да, воистину воскрес!».
Разрывая тьмы завесу, к людям Он сошел с небес.
Жив Христос, и верят люди: коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится, Вечным будет мир с любовью и добром!
УЧИТЕЛЬ: Само празднование происходило в Пасху и светлую неделю. Оно состояло из посещения церкви, застолий, гуляний на улицах, общего веселья, сопровождалось множеством развлечений для молодежи и взрослых.
Игра «Катание яиц»
Два игрока по команде катят яйца по столу, чьё дальше прокатиться, тот и выиграл.
Игра «Волчок»
Два игрока начинают одновременно крутить на столе яйца, чье дольше прокрутиться, тот и победил.
Игра по типу «найди клад».
Учитель заранее прячет в классе яйца с сюрпризами – конвертики в форме яичек, в которые вложены маленькие подарочки или сладкие призы. Если детей много, они могут разделиться на команды. Задача команд: найти как можно больше яиц за определенное время.
Игра — пляска «Передача платочка»
Под мелодию русской народной песни «На горе-то калина» дети движутся в одну сторону, ведущий в противоположную. По окончанию музыки ведущий кланяется и отдает платочек игроку, стоящему напротив его.
УЧИТЕЛЬ: Пасха — праздник любви, любви бескорыстной, самоотреченной. Заканчиваю нашу встречу стихотворением Алексея Плещеева «Дети, любите друг друга!».
Дети, любите друг друга!
Многих из вашего круга
Участь тяжелая ждет.
Но кто любим и кто любит,
Жизнь того не погубит
В омуте мелких забот.
Стойте за слабую братью
Дружною плотною ратью.
Родине в годы невзгод
Жертвуйте потом и кровью.
Только такою любовью
Жив человеческий род!
Надежды,
Веры и любви!
Прекрасных
Радостных чудес!
И пусть сейчас
Тепло звучит:
Воистину
Христос Воскрес!

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.