Сценарий Виленская икона Божией Матери

0

Категория: Февраль | Опубликовано: 19-01-2016

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костёлом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками — Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской.

Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе «Острыми воротами» или «Острой брамой» (от польск. «Брама» — ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. (В настоящее время ворота называются Мядининкскими, или Аушрос. Они являются уцелевшим фрагментом древней оборонительной системы. Вильнюс имел прежде деревянную городскую стену, а в начале XVI века был обнесен каменной, с пятью воротами. В части города, называемой Острый, или Русский, конец (ввиду преобладания здесь русского населения) и находились ворота, о которых идет речь).

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на благочестивом предании о том, что икона чудесным образом появилась на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Сторонники другой версии утверждают, что икона прислана великому князю литовскому Ольгерду Гедиминовичу греческим императором Иоанном Палеологом по случаю принятия Ольгердом христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341 — 1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги «Древняя история литовского народа» имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: «Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ — подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена». Свидетельство каноника Лодзяты — наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Александра Иулиании, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671 г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741 г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744 г. снова помещена над воротами.

В 1812 г. она пострадала при нашествии французов.

Икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. Икона написана на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

В 1927 году во время реставрации иконы, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Имеются свидетельства и о более ранней реставрации. Так, в 1829 год икона была в некоторых местах переписана рукою польского художника Канута Русецкого. В связи с реставрацией, предпринятой в 1829 году, некоторые авторы сообщают, что на иконе была обнаружена написанная на церковнославянском языке хвалебная песнь Богородице — «Честнейшую херувим…». Есть также сообщения об имевшихся на иконе надписях на греческом языке. Журнал «Русский архив» опубликовал в 1884 году записки князя Н. Имеретинского 1854 года, где говорится: «Остробрамская икона была когда-то достоянием православных, о чем свидетельствует сохранившаяся на ней греческая надпись». О существовании такой надписи сообщает и «Холмско-Варшавский епархиальный Вестник». Некий очевидец Ф. Серно-Соловьевич пишет в нем: «В 1865 г., когда заведующим виленскою епархиею был прелат Жилинский, в ведении которого находилась и «Острая брама», мне пришлось видеть на задней доске иконы (она тогда обновлялась) греческую надпись».

Были ли упомянутые надписи позднее уничтожены в связи с полемикой о принадлежности иконы или сведения о них порождены той же полемикой, сказать без специального исследования трудно.

В вышедшей в Вильно в 1863 году книге «Известие о чудотворном образе Пресвятой Девы Марии на Острых воротах и об иных чудотворных образах в г. Вильне» приводится следующее предположение об иконе: «Ближе всего к истине, — говорится в книге, — что подтверждается и рассказами пожилых людей, имеющих 60 и более лет, которые неоднократно слышали рассказы из уст старейших кармелитов, то, что вследствие порчи первоначальной (на деревянных воротах) иконы, кармелиты задумали соорудить взамен этой новую, более величественную, вызвав живописца из Киева…». Вряд ли можно согласиться с версией о живописце из Киева, но версию о замене древней православной иконы более поздней исключать, особенно в свете открытий 1927 года, нет оснований.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз — Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными — Матерь Божия.

В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы.

25 — 27 июля 1997 года, в связи с юбилейными празднованиями 650-летия мученической кончины виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием Свято-Духова монастыря, г.Вильнюс посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. 26 июля после Божественной литургии из Свято-Духова монастыря к Остробрамской иконе был совершен Крестный ход с участием в нем Святейшего Патриарха. Из надвратной часовни, где находится чудотворный образ Божией Матери, Его Святейшество обатился с пастырским словом к народу Литвы.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.