Категория: Концерт | Опубликовано: 09-03-2017
Ведущий: В день чудесный, необычный
Мы не зря гостей встречаем
России, нашей Родине,
Праздник этот посвящаем!
Звучит фонограмма песни «Мы дети твои Россия» в исполнении детского ансамбля «Волшебники двора»
1.Россия,Россия,Россия,Россия.
Любуюсь тобой ярко залиты солнцем
За гладью озёр золотые поля.
И впервых словах навсегда остаётся
Земля,где я вырос Россия моя.
Эй,эй,эй.
И космоса даль
И простор океанов
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждёт нас Россия любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей.
Эй,эй,эй.
Припев:
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
2.Пусть вьются знамёна над миром
И с именем гордым твоим Россия
Мы все твои дети,Россия!
А значит мы победим.
Эй,эй.
Припев:
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Россия.
3.Пусть вёсны твои
Будут пахнуть дождями
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И родины имя так гордо звучит.Россия.
Припев:
Россия,мы дети твои! Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия.
Ведущий:
День особенный сегодня,
Скажем вам мы без прикрас,
О России, нашей Родине,
Поведем мы свой рассказ.
Дом, Отечество, Россия,
Да родная сторона…
Скажет кто, что означают
Эти громкие слова?
Что мы Родиной зовём?
Дети:
1. Это — дом, где мы живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамою идём.
2 Родина – наш край родной,
Поле с тонким колоском.
Это праздники и песни,
Тёплый вечер за окном
3. Родина – это наше Отечество.
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
4. Родина – это дружба,
Народов крепкая семья,
Что живет в стране единой,
Где все друг другу, как родня.
5. Ах, Россия, ты Россия,
Как поёт твоя душа!
Сторона моя родная,
До чего ж ты хороша!
Ведущий: Слово предоставляется заведующему ДОУ Музраевой И.А.
Заведующий: Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов, а на территории Калмыкии в настоящее время живут и работают представители 32 национальностей: русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, немцы, чуваши, мордва и это только многочисленные народы. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Как это точно подметил Ю. Энтин в стихотворении:
«У нас особенные люди.
Они пример для многих стран.
Здесь воздают Христу и Будде,
Здесь дружат Тора и Коран…»
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в дошкольном возрасте.
Ведущий: Слово предоставляется председателю чеченской диаспоры в Республике Калмыкия Эльжуркаеву Умару Макаевичу.
Ведущий Ребята, сегодня мы познакомимся с культурой разных народов и хочется сказать:
Сильнее слова «дружба»- нет,
Важнее слова «дружба» — нет,
Когда мы вместе, звонче песни,
Светлей и ярче солнца свет!
«Русская культура»
Разработала: музыкальный руководитель Донцова О.Д.
Ведущие в русских костюмах возле избы, столы накрыты скатертями, на столах самовары, блюда русской кухни: пироги, блины, баранки и т.д., рядом выставка предметов быта и поделок.
Ведущие зазывают.
Ведущая 1. Эй, честные господа –
Все пожалуйте сюда!
Торопись честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
Ведущая 2: На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости,
Давно вас ждут, друзья!
Ведущая 1: Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью и купите изделия наших мастеров-удальцов, мастериц-рукодельниц.
Петрушка: Здравствуйте, гости дорогие!
Добрый день и низкий поклон!
Рады гостям, что пришли,
Что для нас времечко нашли.
Давно мы вас ждём – поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Будут здесь у нас забавы,
Пляски, игры все на славу.
Мы вернемся, как во сне,
К нашей русской старине.
Эй, ребятки, весёлый народ,
Заводите хоровод!
Текст (слова) песни «Ой, на горе калина»
Ой, на горе калина,
Ой, на горе малина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Калина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Малина.
Там девчонка гуляла,
Там девчонка гуляла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Гуляла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Гуляла.
Калинушку ломала,
Калинушку ломала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Ломала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Ломала.
Во пучочки вязала,
Во пучочки вязала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Вязала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Вязала.
На дорожку бросала,
На дорожку бросала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Бросала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Бросала.
А потом плясать пошла,
А потом плясать пошла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
В пляс пошла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
В пляс пошла.
Ой, на горе калина,
Ой, на горе малина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Калина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Малина.
Хоровод «На горе-то калина» — дети с родителями
(включить запись песни)
Петрушка: Ох, устали мы стоять — ноги просятся играть.
Приглашаю детвору на веселую игру.
А кого не примем — за уши поднимем.
Уши будут красные, очень уж прекрасные.
Далее Петрушка проводит с детьми русские народные игры «Ручеек», «Платочек», «Звонари», проводится игра «Карусель»
Игра «Платочек»
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
Правила
1. Играющие не должны перебегать через круг.
2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.
3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Указания к проведению
Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.
Игра «Ручеек»
Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Игра «Звонари»
А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком — звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.
Игра «Карусель».
В центре стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».
Скоморох:
А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!
Ел — еле, еле—еле, закружились карусели.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не бегите — карусель остановите
Раз- два, раз- два вот и кончилась игра.
(игра проводится 2- 3 раза)
Ведущая 1: Эге-гей, народ честной, заходи скорей, не стой!
Начинаем своё представление, заходите, вас ждут с нетерпением.
Ведущая 2: Заходите, торопитесь, наши милые друзья,
Отдыхайте, веселитесь, здесь скучать никак нельзя!
Ведущая1: Нынче всем на удивленье мы покажем представленье.
Представленье яркое, под названьем …
Хором: ЯРМАРКА!
Всех на ярмарку зовём!
Мы игрушки продаём!
Ведущая 2. А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Товар покупай, не робей!
Ребятки, не зевайте,
Кто что хочет, покупайте!
У меня есть угощение знатное!
Прянички, коврижки медовые, петушки леденцовые.
Ведущая1: Не ходите никуда, подходите, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо — чудное, а не товар!
Глядите, не моргайте, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары — растабары,
Расторгуем все товары!
Ведущая2: А вот сапожки хороши! Варежки пушисты.
Разноцветные платки. Ленты серебристые.
Деревянная посуда! Не посуда – просто чудо!
Расписные плошки, яркие ложки!
Ведущие в конце: Отдохнули мы на славу,
Танцевали от души.
Игры все мы перебрали
Вот и время пролетело.
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!
«Чеченская культура»
Разработала: старший воспитатель Иджилова В.Б.
Звучит чеченская народная музыка, ведущие в чеченских костюмах, столы накрыты блюдами чеченской кухни: хингалш, чеполгаш, жижиг галжие, жижиг картолш и т.д.,оформлена выставка декоративно-прикладного искусства чеченского народа.
Ведущий. История Чечни – борьба против внешних врагов за свободу и независимость. Жизнь горцев во всем мире определяется свободолюбием и воинственностью, где каждый мужчина — воин. Чеченцы особенно известны строгими нравами. Очень ценят такие качества, как сдержанность и вежливость.Если мимо проходит человек, старший по возрасту, даже незнакомый, нужно встать и поклониться. Гостеприимство и уважение к старшим – главная особенность кавказской этики.
Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе — Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, жил и живет сейчас народ — нохчи, более известный под именем чеченцы.
Основное население нашего народа проживает в Чечне и Ингушетии
Мы называем себя «нохчи». Нас в России около 800 тысяч человек. Мы очень музыкальный народ. Любим петь и танцевать. Музыка в нашей жизни занимает особое место. С ее помощью мы объясняемся в любви, мирим людей и врачуем. Послушайте, как красивы наши мелодии.
(Звучит музыка «Жалобная» — чеченская народная песня).
Ведущий. Самый древний, самый распространенный и любимый музыкальный инструмент чеченцев – пондур. Он так же прост, как русская балалайка: три струны, деревянный удлиненный корпус, выдолблен из одного куска дерева. Самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Он не имеет слов, в нем говорят движения.
(Предлагает станцевать танец «Лезгинка»)
Ведущий. Наш народ чтит обычаи и традиции. Считалось, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом.
Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.
Я хочу угостить вас чепалгашем – блинами с творогом – нашим национальным блюдом, большое бытовое и обрядовое значение в чеченской кухне имеют всевозможные пироги- с мясом, с картошкой, со свекольной ботвой и конечно с сыром. И поиграем в народную игру «Бобешк» — Утушка.
Чеченская игра «Бобешк»
(Игра проводится вместе с детьми и родителями).
Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки соединяют и получается мостик. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовет своих утят. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от 10 до 12 человек.
Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.
Утка позвала утят и поставила всех в ряд.
Кря-кря-кря за мной идите и с дороги не сходите.
И пошли тропою важно мама с детками отважно.
Впереди стоит мосток через быстрый ручеек.
Надо тот мосток пройти, а не просто обойти.
Не споткнуться, не упасть, так ведь можно и пропасть.
Чеченская игра «Выбей альчики из круга»
На ровной утрамбованной площадке чертится круг диаметром 1-1,5 м, отступив от круга на 2 м проводится кон (черта) откуда дети будут начинать игру. В игре принимают участие 2 игрока. Каждый играющий ставит по 2 альчика; дети договариваются, кто будет делать первую попытку. Если первый игрок не попадет в альчики, попытку делает следующий игрок. Если и у него неудачная попытка, то продолжает игру тот, у кого дальше от круга отлетел альчик. Если попытка удачная и он попадает, то его альчик, которымон бил, остался в круге, то он становится на черту круга, откуда ему удобнее попасть в стоящие в кругу альчики. Если он потерпел неудачу, игру продолжает второй игрок. Игра длится до тех пор, пока в кругу не останется ни одного альчика. В конце игры подсчитывается количество альчиков. Выигрывает тот, у кого больше альчиков.
Правила игры. Начинать игру надо с кона, затем в случае удачи продолжать с линии круга.
Чеченская игра «Игра в башню»
На ровной утрамбованной площадке чертится квадрат (50×50 см). От квадрата на расстоянии 1,5-2 м проводится черта – это первый полукон, от первого полукона чертятся еще шесть линий — полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15-18 см, диаметр-5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона, т.е. с последней отметки, стараясь выбить палочку из квадрата. Водящий стоит с противоположной стороны квадрата на таком расстоянии от наго, чтобы не задели бита и палочка. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий – за палочкой. Если водящий раньше успевает добежать к квадрату и произнести слово башня, он становится играющим, а играющий – водящим.
Если же к квадрату раньше подбежал играющий и успел сказать башня, он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т.е. на первую черту от квадрата. Выигравшему дается право начинать игру.
Играющих может быть от 2-х до 8-ми человек. Играющие могут иметь одну биту на всех или столько, сколько играющих.
Правила игры. Игра начинается с последнего (дальнего) полукона. Промах считается потерей хода.
«Калмыцкая культура»
Разработала: учитель калмыцкого языка Эрдниева О.Ц-У.
Звучит калмыцкая народная музыка, ведущие в калмыцких костюмах, столы накрыты блюдами калмыцкой кухни: дотур, махан шөлтәhән, борцоки и т.д., оформлена выставка декоративно-прикладного искусства калмыцкого народа, кибитка.
Улан залата хальмгуд!.
Ведущая 1: Күндтә гиичнр!
Хальмг Таңһчин орн-нутгт орҗ ирснд әрүн седкләсн ханлтан өргҗәнәвидн!
Ирсн гиич өлзәтә болтха
Җирһлтн байн болтха,
Күцәсн көдлмштн цаһан хаалһта болтха,
Оньдиндөрвн цагт
Хальмг Таңһчдан тусан күргҗ
Тоомсрьа үрдүд болҗ,
Улан залата хальмгин нер дуудулҗ йовтн!
Хальмгудт иим үлгүр бәәдг «Хотын сәәг күүнд өг, хувцна сәәг эврән өмс». Эн үлгүрәр хальмг улсин герт гиич ирхлә, нәр болдг.
Знакомство с кибиткой.
Основным жилищем калмыков в условиях кочевой жизни являлась кибитка. Остов кибитки составляют: решетки, дверь, дымовое отверстие и жерди. Деревянный остов кибитки покрывается сверху войлоком.
Дверь кибитки всегда должна находится с южной стороны. Состоит дверь из одной или двух створок.
В кибитке все предметы находились в строго отведенном месте.
Посредине устраивали очаг. С левой стороны кибитки стоял шкаф –үкүг, в котором хранили продукты. На шкаф складывали посуду.
С правой стороны находился баран- сундук. В сундуках хранили праздничную одежду, украшения, оружие. На сундук складывали ковры и кошму.
Ведущая 2 Калмыцкая кухня.
Как и всякого народа у калмыков есть своя национальная еда.
Большим разнообразием она не отличается. Блюда калмыцкой кухни: калмыцкий чай, который является, не просто пищей, а гораздо больше, скорее даже глубоко почтительным напитком.
Калмыцкий чай подается гостям свежесваренным и преподносится обеими руками. Гость в свою очередь, приняв пиалу обеими руками, опускает в него кончик указательного пальца правой руки и брызнув несколько капель вверх, он произносит ритуальный цәәһин йөрәл.
Дорогие гости!
Держа в руке эту пиалу с чаем,
Хочу сказать следующее.
Пусть как можно больше будет в нашей жизни
счастливых случаев,
Которые соединяли бы нас за общим столом
Где чашка ароматного чая,
была бы подспорьем в доброй беседе
и наполняла нас радостью жизни.
Счастья всем в этом доме!
Второе место занимает мясо. В основном калмыки предпочитают баранину. Одно из любимых лакомств — дотр.
Калмыки готовят: бөөрг,һуйрта махн, хуурсн махн, булмг, будан, түнтг, сегсердг, боорцг.
Предлагает отведать родителям и детям традиционные национальные блюда калмыцкого народа.
Ведущий 3 Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт. Труд национальные устои , представления о чести ,смелости , мужестве, желание обладать силою, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. В играх дети проявляют смекалку. Творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
В целях воспитания национального самосознания семья является одним из важных составных, наравне с детским садом, школой. Поэтому подвижные игры можно использовать и в семье. Во многих играх у калмыков нашло отражение основные занятия- скотоводством , поэтому вместо игрушек зачастую использовали кости животных. Одно из самых распространенных—шаhас (альчики) животных.
«Альчики»
Цель игры: развитие глазомера, точности броска и силы удара.
Каждый из участников игры ставит на землю условленное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной до 1 м. Игроки отходят от этого места на значительное расстояние (до 10—15 м) и оттуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик из образованного ряда на расстояние шага (не менее 50 см).
Игральными костями (альчиками) служат овечьи, редко козьи астраганы. Коровьи астраганы выступают в роли биты.
Правила игры:
бросать биту следует поочередно;
выигравшим считается тот, кто выбил три альчика подряд. Он забирает либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить.
«Набрось аркан на лошадь».
Ход игры. На расстоянии для старшей группы 2–3 м, для детей 6 лет –3–4 м устанавливается голова лошади на длинной шее. Надо набросить на нее
кольца диаметром 20–25 см, пластмассовые или деревянные, различные по
цвету для каждой команды. Каждому участнику дается равное количество колец, затем подсчитывают результаты.
«Загони овец в кошару».
Играют двое детей, в руке каждого герлыга (можно взять гимнастическую
палку). Перед каждым 5–7 «овец» (надувные шары или мячи). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» – обруч, лежащий на расстоянии
5–6 м от играющих. Загонять «овец» надо по одной. Кто раньше загонит
«овец», тот и победит.