Сценарий Красная горка для дошкольников

0

Категория: Апрель | Опубликовано: 20-01-2016

Задачи: • способствовать формированию у детей понятий « традиция», «обычай»; • познакомить детей с историей, традициями и обычаями праздника Горка; • способствовать воспитанию эстетической культуры детей; • способствовать сплочению детей и родителей через совместную деятельность; • Развивать у учащихся культуру речи, развивать память. • Привить любовь к традициям , музыке, танцам своего народа, ко всему прекрасному.

Методы: беседа, рассказ, игра, викторина, проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Лишь в Усть-Цильме водят Горку», национальная одежда народа, празднующего Горку, сувениры народных умельцев.

План классного часа:

1. Вступительное слово учителя – обоснование выбора темы классного часа.

2. История Красной Горки , подготовка к празднику и его проведение.

3. Что мы узнали о Горке? Игры. 4. Заключение .

Ход классного часа:

На экране слайд 1. «Лишь в Усть-Цильме водят Горку».

Учитель: Наша малая родина –Усть-Цильма отмечает свой юбилей. Сколько лет исполняется Усть-Цильме? (470 лет). Стихотворение о нашем замечательном селе читает Марина нашего земляка О.Чупрова:

В Усть-Цильме былинной,

В селенье старинном,

Где вольно Печора течёт,

Живёт непокорный,

В дерзаньях упорный

Талантливый, добрый народ.

Олег Чупров.

Слайд 2. Мы отправимся в путешествие на школьном автобусе.

Слайд 3. Учитель: школьный автобус привёз нас в страну Красной Горки. Он будет помогать нашему перемещению по разным станциям маршрута.

-Итак, мы начинаем путешествие.

Первая остановка на станции «Традиции». Нас впереди ждёт много интересного.

-Почему Усть-Цильма знаменита своими «Усть-Цилемскими горками»?

Множество людей из разных городов, районов и стран приезжают посмотреть на этот древний традиционный праздник.

Слайд 4. В ста километрах от полярного круга на берегу красавицы-Печоры стоит старинное русское село Усть-Цильма. Здесь почти пять столетий живут и здравствуют потомки древних новгородцев. Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край. Около пяти столетий усть-цилема бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. Усть-Цилемский край сегодня по праву можно назвать островком древнерусской культуры .В речи усть-цилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья.

Слайд 5. На Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также «красивый», «почётный», «самый дорогой». Объясните , почему наш праздник называют Красной горкой?

Слайд 6 . Итог: Что интересного вы узнали по маршруту «Традиции»? Учитель: давайте узнаем, из истории откуда появился этот праздник? Автобус перемещается на станцию «Из истории праздника». Слайд 7. Слайд 8 .(Выступают подготовленные родители в национальных костюмах) .

Горка проводится :1. На Николу Вешнего- 22 мая в Николин день. 2. На день защиты детей-1 июня (детская Горка.) Проводится в день защиты детей.3. На Иван день-7 июля в день празднования Ивана Купала. 4.На Петров день -12 июля в день святых Петра и Павла. Главным народным праздником села является Красная горка, проводимая с Иванова дня по Петров день (с 7 по 12 июля )

Слайд 9.Раньше праздник проводился чаще, когда в крестьянских работах наступала передышка между севом и сенокосом. Горка устраивалась практически во все праздники весеннего периода – в Вознесение, Троицу, петровское заговенье, могла проводиться и по воскресным дням. Учитель: Яркое красочное гуляние «Усть-Цилемская Горка» — это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника. Корни этого праздника произошли от представления и языческого поклонения людей солнцу — «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.

Слайд 10. С давних времен праздник «Горка» символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья . Учитель: большое спасибо нашим родителям. Итог: Что интересного вы узнали по маршруту «Из истории праздника»? Давайте узнаем, какую роль в этом праздники играют дети. Автобус перемещается на станцию «Детская горка».

Слайд 11. Учитель: скажите ,кто из вас наблюдал за этим праздником или был его участником?

На слайде 12 мы видим детей . Дети –активные продолжатели старины. Детская горка – это современная часть праздника , проводится 1 июня в День Защиты детей. Она символизирует начало школьных каникул, пору развлечения и отдыха. Слайд 13. «Человек живёт не только в природной среде, но и в среде , созданной культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной , нравственной жизни, для его «духовной зрелости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков». Д.С.Лихачев . Куда бы вы ни уехали , вас будет манить родная милая сторона. Усть-Цилёма живут в разных городах нашей России, но свою малую Родину не забывают, по возможности приезжают на горку. На слайде 13. Знакомая нам «красная девица», ваша одноклассница Ольга. Она вместе со своей семьёй ежегодно участвует в празднике , и может спеть одну из горочных песен. Слушание отрывка из песни . Какая красивая песня ! Молодец, Оля!

Итог: Что интересного вы узнали по маршруту «Детская горка»? Давайте узнаем, в какой последовательности водят Горку, познакомимся с хороводными фигурами. Автобус перемещается на станцию «Фигуры праздника». Слайд 14.

На слайде 15 изображены в строгой последовательности фигуры Горки. Почему наши предки так назвали хороводные фигуры? Работа в группах . Объяснить название фигур: столб, вожжа, плетень, круг, сторона на строну, на 4 стороны, плясовая. После обсуждения групп, выслушиваются варианты ответов. После рассказа учителя дети встают в хоровод и выполняют хороводные движения .

(Физминутка.) Слайд 16, 17 просматриваются во время выполнения фигур. Родители показывают , помогают выполнить хороводные фигуры. Понравилось ли вам попробовать стать участником этого праздника? Итог: Что интересного вы узнали по маршруту «Фигуры праздника»? Этот праздник не будет таким ярким , зрелищным без национального костюма. Учитель: давайте узнаем, из чего состоит костюм и как называется ? Автобус перемещается на станцию «Национальный костюм».Слайд 18.

Слайд 19- знакомство с мужским костюмом. Ребята рассмотрите мужской костюм наших гостей.

Слайд 20-знакомство с костюмом молодой замужней женщины. Ребята рассмотрите женский костюм наших гостей. Демонстрация идёт одновременно на слайде и на костюме гостя нашего праздника . Усть-Цилемский женский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитой из репса, парчи или штофного материала, сарафана — матерчатого, фартука — из шёлка, штофа или парчи, коротенька — из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор незамужней девушки — хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты — повойник (местное побойник), сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор — плат. Он может быть трёх видов — канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан. Женщина носит соответствующий её статусу головной убор. Девушка-хаз, невеста –побойник, женщина-плат. По головному убору прекрасной половины можно определить их семейное положение . Подлинный костюм органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью. Работа в группах. Вы сидите по группам. Каждая группа будет одной командой. Вопросы викторины: 1. Когда принято отмечать Горку? (назовите дату и объясните, почему именно так называется этот день) 2. Какие хороводные фигуры вы запомнили? 3. Перечислите элементы одежды мужского костюма? 4. Перечислите элементы одежды женского костюма? 5. Чем отличается костюм женщины и молодой девушки ? Сегодня на нашем празднике гости Таня и Ваня. Дети одеты в усть-цилёмские костюмы. Они проверят ответы. Победителям дарят сувениры народных умельцев. Игра : «Назови элементы костюма» . Первая команда называет Ване все элементы костюма мальчика. Вторая команда называет Тане все элементы костюма девочки. Вот и закончилось наше путешествие «Лишь в Усть-Цильме водят горку». Друзья, мы познакомились с красивым традиционным праздником, неповторимым по красоте и богатству. Благодаря нашим предкам этот праздник дожил до наших дней. И от вас теперь зависит, как дальше будет процветать наш край.

Слайд 21. В заключении нашего путешествия вам подарки от народных умельцев. Ребята, мне так хочется верить, что наша встреча не прошла даром. Скоро начнется период горочных праздников. Я думаю, в этом году вы сможете стать участниками этого праздника или зрителями. Я надеюсь, что вы не потеряете интерес к истории своего родного края, к истории своего родного села, уникального праздника. Будете глубже изучать и передавать традиции и обычаи Усть-Цильмы своим предкам .

Мне , ребята , хочется сказать в завершении путешествия словами нашего земляка Олега Чупрова:

«Для меня Усть-Цильма – люди

Работящие , как мать.

Пусть кому-то станет лестно,

Мол, старинное село,

Для меня Усть-Цильма – место,

Где родиться повезло».

До свидания, до новых встреч ! Слайд 22.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.