Категория: Апрель | Опубликовано: 20-01-2016
Цели: Приобщить детей к традициям народной культуры; формировать гражданское чувство, основанное на понимании духовных ценностей, созданных русским народом; развивать стремление изучать традиции своего народа.
Учитель. Ребята, среди весенних праздников нам с Вами хорошо известны «Масленица», «Грачевник», «Пасха». После Пасхи празднуют на Руси еще один праздник, менее известный сейчас. Называется он «Красная горка».
Отойдет славная красная Святая неделя, следом за нею у порога стоит ее меньшая сестра-Фомина, «Радоницкая».
С этой седмицею от дедов-прадедов идут в народ свои особые обычаи, свои поверья, свои вещие слова крылатые. На этой неделе люд крещеный «с покойниками христосуется», разносит по могилкам радостную весть о Светлом Христовом Воскресении, победившем собою темную силу смерти.
Чтец.
Вспомним вси песнь радостно ныне:
Христос бо воскресе от гробныя скрини,
Возстал от мертвых Бог, живый от века.
Оживил мертва в мире человека.
Ныне убо вси ликуем,
Духом, телом торжествуем,
Во длани плещимо,
Друг друга простимо.
Учитель. Так поют в эти дни калики перехожии, от одного погоста к другому идучи.
Как и неделя перед Пасхой, на Фоминой неделе каждый день имел свое название.
Чтец. В Фомин понедельник, звавшийся «Радоницею», на горках, холмах, освещенных весенним солнышком, устраивались пиршественные тризны в честь умерших предков.
Чтец. Во вторник («Навий день или «усопшия Радованицы») продолжа-лось то же самое. И теперь в этот день на Руси проводятся по кладбищам пани-хиды и поминки. Эти дни в малорусских селах зовут «могилками», «гробни-цами», «проводами».
Чтец. Среда считалась днем браков, благословлявшихся жрецами на крас-ных горках.
Чтец. В четверг и пятницу по древнерусским весям происходило «хожде-ние вьюниства», обычай, уцелевший и до сих пор в деревенской глуши под именем вьюница.
Чтец. В субботу – самые развеселые хороводы, самые голосистые вес-нянки.
Чтец. Воскресение – последний день Фоминой недели, носит название Красной горки. Это время хороводов, окликов весны. Наименование этого дня ведет свое начало от седой древности. Горы — колыбель человечества, родина и обитель богов и естественные пределы их владений, — у всех славян почитались священными и были местом совершения большинства обрядов и связанных с ними обычаев.
Красный-прекрасный, веселый, радостный, молодой. Отсюда и название первого праздника воскресшей весны – «Красная горка».
Учитель. В давние времена древнерусского язычества в этот день зажигались по холмам священные костры-огни в честь Даждь-бога. Вокруг них совершались жертвоприношения и мольбища, здесь же вершился суд – «по-людье». У русского народа не было никаких капищ; их заменяли лесные поля-ны да «красные горы», где на месте повергнутых идолов воздвигали церкви при благочестивых князьях-христианах, отходивших из этого мира во святой схим.
Эти дни слывут свадебными, последние свадьбы перед началом страдной поры – май месяцем – играются во время них. Народная прибаутка гласит:
Сочтемся весной на бревнах –
На Красной веселой горке.
Сочтемся-посчитаемся,
Золотым венцом повенчаемся.
Потому-то и ждут этих дней заневестившиеся девушки красные.
Чтец. Красная горка считается девичьим праздником. Так как в этот день идет усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест).
Считается даже дурной приметой, если парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесту, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрыжку.
Чтец. Ожили улицы, поплыли по ним пары, тройки. Медленно, крохотными, незаметными шажками движется нарядная колонна. Но вот задняя тройка городошниц чуть отодвигается в сторону и медленно, но все же чуть быстрее остальных движется с песней, становясь в голову процессии. Так «столбами» ходят долго, пока не перейдут все тройки.
Во время хождения «столбами» исполняются песни-заклички весны:
(Фольклорная группа исполняет заклички)
Благослови, Боже,
Нам весну гукать
Ой-ле, ле-ле, ле-ле
Нам весну гукать.
Нам весну гукать. Гу-у!
Зиму провожать.
Ой-ле, ле-ле, ле-ле
Зиму провожать. Гу-у!
* * *
Дай, весна,
Колосистое
Добрые года.
Годы добрые,
Хлебородные.
Зароди жито
Густое,
Жито густое
Колосистое,
Ядрянистое,
Чтобы было с чего
Пиво варити,
Пиво варити,
Ребят женити,
Ребят женити,
Девок замуж отдавати.
Образуется хоровод. На середину выходят «хороводница», произносит заклинание весны:
— Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье ласкай, согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки- заря-ницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя называется) путем-дорожкой прошла, золот-ключ нашла. Кого хочу – того люблю, кого сама знаю – тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (называется имя) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным, нерушимым. Аминь!
Учитель. Все присутствующие повторяют за «хороводницей» каждое слово, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем «хороводница», положив на землю посередине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку.
I группа. Весна-красна
Где бывала?
Весна. В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила.
II группа. Весна-красна,
На чем пришла?
Весна. На сохе, на бороне,
На кривой кочерге.
На жердочке, на бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!
III группа. Весна-красна,
Что нам принесла?
Весна. Соху, борону
И кобылку ворону.
Солнца клочок
И соломинки пучок.
Учитель. Хороводница закручивает хоровод в «спираль», соединяет ее в огромный (на сотню сарафанов) круг, перестраивает в шеренги, в квадрат для Иванова монастыря, вновь в круг. Все поют:
У ворот было, воротечек,
У ворот было решетчатых,
Сера утица купалася,
Лебедь белая умывалася.
Ты душа ли красна девица!
Ты пройди-ка вдоль по улице
За собой коня выведи,
Ты по мыслям себе выбери
Удалого добра молодца!
Учитель. А вот и «плетень»: сплетаются девицы руками в одну косу, плывут лебедушки, склонив набок голову:
Заплетайся, плетень, заплетайся!
Ты завейся, труба золотая!
Завернися, камча кружчатая!
Из-за гор девица утей выгоняла,
Тига, утушка, домой!
Я сама гуськом,
Сама сереньким,
Ой, свет, сера утица!
Потопила малых детушек
И в меду, и в сахаре,
И в явстве сахарном.
Я старым старикам
Киселя с молоком,
Молодым молодцам
Шелковую плетку,
А красным девицам
Белил да румян.
(Первая пара поднимает руки другой пары и под арку из рук проходит вся змейка).
Расплетайся, плетень, расплетайся,
Ты развейся, камча, кружчатая!
Из-за гор девица утей выгоняла,
Тига, утушка, домой!
Я сама гуськом,
Сама сереньким,
Ой, свет, сера утица!
Вынимала малых детушек
Из меду, из сахару
Из яств сахарных.
Учитель. Поющие встают друг против друга, вновь новая игра — венки вить. Кидают платочки – венки на землю.
Подыскался паренечек –
Перенял он мой платочек,
Ты отдай венок пожалуй,
За тебя я замуж не иду –
Спереди некрасовитый
И совсем нестановитый.
Парень поднимает платок, настроение у девицы меняется:
Ты отдай венок пожалуй,
За тебя замуж пойду –
За некрасовитого
И совсем нестановитого.
Вновь становятся девушки на две стороны – «просо сеять»
А мы просо сеяли, сеяли,
О дид, ладно, сеяли, сеяли.
(поют всю песню)
Учитель. Невесту уже в конце выбирают, когда «долгую» водят.
— Бояре, вы зачем пришли,
Да молодые, вы зачем пришли?
— Мы пришли на невест смотреть,
Молодые, их хороших выбирать.
— Вы, бояре, покажите жениха.
Молодые, покажите жениха.
Учитель. И вдруг степенность Горки сдуло первыми же звуками гармони: кадриль, пляски, частушки – все смешалось.
Кабы знала, что не будет
На вечерочке дружок, —
Легла бы девушка на печку,
Пролежала вечерок.
Пойте, девушки, припевушки,
А мне не до того.
На беседе нету девушки,
А мне-то каково?
Отворите сени новы,
Пускай дует ветерок,
Но скорее ли миленочек
Придет на вечерок?
Катится горошинка,
Идет моя хорошенька;
Катится, катается,
Идет моя красавица.
Сероглазый паренек
Моё сердечушко зажег –
Без лучины, без огня
Горит сердечко у меня.
Мы с миленком больно хитры:
Друг на дружку не глядит
При народе ходим боком,
Без народа – посидим.
Учитель. Толпа молодежи, собравшись в условленном месте, дви-гается из конца в конец селения и начинает искать «вьюнца и вьюницу» (т.е. молодоженов), стучась под каждым окном: «Вьюн-вьюница, отдай мне наши яйца». Где нет молодоженов, там от непрошенных гостей отделываются тем, что, подавая несколько яиц, христосуются с кем-нибудь из них. Где же Красная горка действительно повенчала молодую пару, там этим не откупиться: вьюнишники поют до тех пор, пока виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут всякого угощения: пива, меда, пряников и даже денег. После этого старшой из певунов-весельчаков затягивает благодарственную песню:
Еще здравствуй, молодой,
С молодой своей женой!
Спасибо тебе, хозяин,
С твоей младой-младешенькой
Хозяюшкою счастливою –
На жалованьи,
На здравствованьи!
Учитель. Хор после каждого стиха подпевает: «Вьюнец-молодец, молодая!» — чем и кончается чествование новобрачных. Молодежь идет дальше, возле следующего осененного новым счастьем дома повторяется то же самое. И так до самых петухов.
Окличка молодых новобрачных.
Ой, Лелю, молодая, о Лелю!
Ты вьюная, о Лелю.
Ты по горнице пройди, о Лелю,
Покажи свое лицо, о Лелю,
Да в окошечко, о Лелю.
Своего-то вьюнца, о Лелю,
Да пожалуй-ка яичко, о Лелю,
Еще красненькое, о Лелю,
Что на красненьком блюде, о Лелю.
И при добрых людях, о Лелю.
Или молодому:
Ты вставай-ка молодец,
Ты вставай, наш вьюнец!
Ты расчесывай кудри
Костяным гребешком,
Уж ты выгляни в окошко
Косящетое!
Тебе песню споем
Тебе честь создаем
Награди-ка нас подарком
Сладким пряничком
Белым, сахарным.
Учитель. Вот так отмечался на Руси сразу после Пасхи почти забытый сейчас праздник «Красная горка».