Категория: Июль | Опубликовано: 23-01-2016
Дети каждой группы получают приглашение на праздничное гуляние от Ивана Купалы в праздничном венке из целебных трав. Приглашение – цветок, который поможет детям найти праздничную поляну.
На поляне, декорированной домами, березами, детей встречают Арина и Знахарь.
Арина: Здравствуйте, люди добрые! С праздничком вас! Вы меня узнали?
Я – тетушка Арина.
Знахарь: А я — главный сказочный лекарь, меня все величают Знахарем.
Я лечу и людей, и зверей целебными травами.
Арина: Ребята мы пришли сюда, чтобы отпраздновать приход лета, как делали это наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы.
Знахарь: Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко. Поднимите свои ладошки к его лучикам. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы – все тянутся к нему. Поэтому день Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов и растений.
Арина: Давайте веселой песней да пляской праздник встретим, а ну-ка, старшие ребятишки, приглашайте малышей на пляску. Ой, сад во дворе расстилается, запевайте веселей, пляска начинается. Дорогие родители, присоединяйтесь, на инструментах танцорам и певцам подыграйте.
(Малыши и старшие дети танцуют в парах,
старшие ребята поют рус. нар. песню «Ой, сад во дворе», родители играют на ложках, трещотках, бубнах, рубели)
Арина: Молодцы, весело пели, дружно плясали. А сейчас мы украсим поляну, на которой будем отмечать этот праздник.
(Проводится игра «Кто быстрее украсит свое подворье разноцветными лентами»)
Арина: Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась.
Знахарь: На Ивана Купалу многочисленные обычаи связаны с травами. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают, Ивановскими травами лечили больных, травы во время грозы бросали в затопленную печь, чтобы предохранить дом от удара молнии. Ну-ка, отгадайте загадки про летние русские растения.
1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
2. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
3. Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)
4. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчики.)
Арина: Молодцы, ребята, все загадки Знахаря отгадали. Сейчас я всем предлагаю поиграть с цветами. У меня есть серединки цветов и лепестки, соберите из них цветы и украсьте травушку на нашей поляне.
(Проводится игра «Собери цветы из лепестков»)
В игре участвуют взрослые и дети
Знахарь: Какая красивая цветочная поляна, а цветы на ней что-то мне сказать хотят (становится на колени, «слушает», что шепчут цветы на поляне). Ребятушки, цветочки просят подарить им песню. Споем? А давайте не только споем, но и вместе с гостями нашими хоровод заведем.
(Исполняется русская народная песня
« Что во поле, во поляне»)
Знахарь: А вы знаете, ребята, что на праздник Ивана Купалы — самый длинный день в году и самая короткая ночь. Поэтому в этот день издавна играют в игры, в которых говорится о дне и ночи. Давайте поиграем в любимую игру моих лесных друзей «Совушка»? Я волшебную маску на папу(маму) Артема надеваю, в сову превращаю. Пока солнце светит, вы веселитесь, пляшите, а как ночь настанет – не шевелитесь, замрите.
(Проводится игра «Совушка»)
Арина: Ребятишки, а что я интересное вспомнила… В день Ивана Купалы был такой обычай: купаться в реке, чтобы смыть все болезни и горести, которые накопились за год? В этот день всякого встречного обливали водой. Считалось, что вода в день праздника обретает особую целительную силу. Жалко, что возле вашего садика нет ни речки, ни озера.
Знахарь: А давайте сами устроим целебные озера. Я из лесного родника принес немного водицы. Кто самый ловкий, выходи! Нужно этими чудесными ложками перенести из моих ведер воду вон в те «озера» (тазы).
(Проводится игра « Перенеси воду ложкой»)
Знахарь: Вот и в вашем детском саду появились чудо озера. А вы знаете, что воду в озера приносят ручейки. Давайте, чтобы ваши озера никогда не пересыхали, превратимся в ручейки и поиграем в игру «Ручеек».
(Проводится игра «Ручеек»)
Знахарь: (показывает на бутылки с водой) Смотрите, что у меня есть. Здесь я храню воду – художницу. Кто любит рисовать, подходи, будем водные узоры на дорожках рисовать.
(Проводятся игры
«Нарисуй водный узор из брызгалки»
«У кого самая длинная водная дорожка»
Знахарь: (прислушивается к нарисованным на асфальте водным дорожкам) Кто эту дорожку нарисовал? Она получилась не простая, а музыкальная. Кто любит русские народные песни петь, на русских народных инструментах играть, выходи на музыкальную дорожку!
(Дети, по желанию, исполняют любимые русские народные песни, которые «слышатся» на музыкальной дорожке
сольно или ансамблем)
Арина: А я еще одну веселую игу Иванова дня вспомнила. По поверью в этот день надо попробовать очистительную силу огня. Чтобы не болеть, наши предки, самые смелые и ловкие, прыгали через костер. Кто из вас
решится прыгнуть через мой волшебный костер? Отходите от костра подальше, разгоняйтесь и прыгайте повыше, чтобы не обжечься.
(Проводится игра « Прыжки через волшебный костер»)
Знахарь: (показывает детям листья папоротника). Отгадайте-ка, ребятки, что это за растение. Правильно, папоротник. В Иванов день это растение считалось самым главным. Известно, что папоротник никогда не цветет, но люди придумали волшебную сказку, будто цветок папоротника появляется в ночь праздника Ивана Купалы и открывает пути к несметным сокровищам.
Арина: Смотри, Знахарь, а на твоем папоротнике тоже расцвел цветок.
Знахарь: Вот чудеса, впервые вижу цветок папоротника, ой, да он меня куда-то ведет, пойдемте, ребята, за цветком. (Знахарь, дети, родители приходят на площадку, где на дереве висит сладкий клад. Знахарь и Арина угощают детей.)
Знахарь: Вот и отпраздновали мы с вами, ребятушки, Иванов день с песнями да играми веселыми, а теперь мне пора в лес травы целебные собирать. До свидания, детушки!
Арина: Подожди меня, Знахарь, я тебе помогу целебные травы собирать, только с ребятами попрощаюсь. До свидания, мои пригожие, до новой встречи!