Категория: Июль | Опубликовано: 23-01-2016
Ведущая 1-я: Добрый вечер, гости званые и желанные! Собрались мы погулять, да Купалу повстречать! Песни петь и танцевать, скоро будем начинать!
Ведущая 2-я: Собирайся народ в наш купальный хоровод! Хорошо сегодня братцы всем нам силушки набраться, погулять и посмеяться! Больно вечер уж хорош… А не веселы вы что ж?
Первая 1-я: Мы на празднике на этом будем петь, и танцевать, а всем вам мы предлагаем праздник весело встречать!
Ведущая №2: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещен!
Мы праздник Купалы отметим с огнем!
Звучит задорная музыка.
Ведущая №1: С летним солнцеворотом связан славянский праздник — Купала. Этот день летнего солнцестояния стал важнейшим праздником славян. Знаете ли вы, что праздник Иван Купала издревле принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных и самых разгульных праздников в году? В нем принимало участие всё население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов и обычаев.
Ведущая № 2: По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет наивысший расцвет творческих сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры, прыгать через них и бросать венки в воду.
Ведущая №1: В день Ивана Купалы купались в росе и воде, да караулили встречу месяца или луны с солнцем, чтобы видеть, как «солнце грае». Считалось, что Иванова роса помогает от многих недугов. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. А на рассвете все участники праздника купались, чтоб снять с себя злые силы.
Ведущая №2: Массовое купание является, чуть ли не обязательным ритуалом, так как считается, что из рек в этот день выходит нечисть, и таким образом водой можно очиститься от всего негативного и купаться поутру без всяких опасностей.
Ведущая №1: Молодые девушки и женщины в этот праздник всегда гадали, пускали по реке венки из цветов иван-да-марья, лопуха, тимьяна (богородской травы) и медвежьего ушка с зажженными лучинками или свечами. Если венок поплыл далеко, то жизнь будет долгой и счастливой, а если утонул, то не видать счастья и замуж не получится выйти в наступившем времени. У девушки у кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка или свечка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
Ведущая №2: Костры в ночь с 6 на 7 июля считаются очищающими, поэтому в них также было принято бросать ношеную детскую и взрослую одежду для того, чтобы очистить ребенка или больного человека от недугов и неприятностей. В этот день вокруг костров водят хороводы, прыгают через огонь, поют, танцуют и всячески развлекаются возле пламени. Хороводы, обрядовые песни и пляски в священных местах у рек и родников – все направлено на получение дара неба – дождя. Дню Купалы предшествовала русальная неделя, где русалки – нимфы воды. На празднике Купалы, поклоняясь воде, женщины бросали венки в реку через ритуальный костер.
Ведущая №1: А в дни таких русальных празднеств в деревнях выбирали самых красивых девушек, обвивали их зелеными ветками и с магической целью обливали их водой, как бы подражая дождю, который хотели вызвать такими действиями. Считается, что нельзя спать в купальскую ночь, так как считается, что ведьмы, колдуньи и всякие нечистые силы выходят в это время на охоту, и отогнать их можно только своим бодрствованием. Ритуал требовал ещё положить на порог и подоконники своего дома траву – крапиву, которую хранят потом целый год. В эту ночь на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из веток и цветов. В ночь люди украшали свои жилища березовыми и дубовыми или еловыми ветками (ель тоже считается священным вечно зеленым деревом, сосна в Сибири почитается наравне с дубом).
Ведущая № 2: На Русском Севере – в день Агрофены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая в чай собранные в этот день травы. И вода и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими веникам пользовались в течение года. В лечебные веники вплетали обязательно 12 разных трав.
Ведущая №1: Существует поверье, что в купальскую ночь даже деревья оживают, начинают перемещаться и разговаривать друг с другом, шелестя листьями. Так общаются не только деревья, но и травы, даже животные между собой перекликаются по-особенному.
Ведущая №2: Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Главным героем растительного мира в Иванов день остается, конечно, цветущий папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. Помните у Н.В. Гоголя в повести «Вечера накануне Ивана Купала» есть красноречивое описание сказочного цветения папоротника, который нашел Петро?
«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле — чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие растения около себя. «Теперь пора! – подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он стебелек, и цветок остался в его руках. Всё утихло…» Сорвав цветок папоротника, он подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился клад»
На Руси папоротник славяне называли ещё разрыв — травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок.
Ведущая № 1: Таинственный папоротник, загадкой своего размножения при отсутствии цветков, всегда привлекал к себе интерес у неосведомленных людей и этим вызывал некоторую опаску. Он растет в полутемных, сырых и страшноватых местах и потому считалось, что, видимо, этот цветок хранит в себе какое-то тайное значение. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, думали люди. Не случайно, что с этим растением связаны разные красивые народные легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а её волосы превратились в папоротник. Другая легенда о появлении папоротника связана с богиней любви и красоты – Венерой. Таинственное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов папоротника так и называется – «адиантум», то есть венерин волос. Предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником вида «щитовник мужской». Кочедыжник женский — тоже получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с первобытных времен кочедыжник женский считался «надежным» и сильно действующим «ведьминым корнем».
Ведущая № 2: На Руси бытовала и ещё одна легенда о папоротнике. Недалеко от леса молодой пастух пас быков и заснул. Парень проснулся только ночью, и не увидев возле себя стада, бросился в лес искать животных. Пока бегал пастушок по лесу не заметил, как наступил на какую-то редкостную траву, которая только что распустилась. Нечаянно молодой человек сбил цветок, который попал ему прямо в башмак и в этот миг он сразу увидел своих быков. От радости бедняк плясал и веселился, не спал, и потому не разувался несколько дней к ряду. Он не знал, что у него в старом башмаке есть теперь некое редкостное сокровище. За короткое время странным образом ему удалось заработать много денег, но самым главным был тот факт, что у пастуха вдруг появился дар предсказывать людям будущее. Между тем в драный башмак насыпалась земля и парень, однажды разувшись, вместе с землей вытряхнул и цвет папоротника. С этого дня он потерял своё счастье, деньги и дар ясновидения.
Ведущая №1: Другим главным символом Иванова дня считается цветок Иван-да-марья, который символизирует магический союз огня и воды и часто фигурирует в разных купальских народных песнях. Как, например, слова вот из этой песни: «Иван Марью звал на купальню. Где Иван купался – берег колыхался. Где Марья купалась – трава расстилалась. Купался Иван, да в воду упал».
Расскажу вам печальную легенду о двух влюбленных о богине Костроме и её брате Купале. На бегу полноводной реки красавицы Волге однажды бог Семаргл (бог сумерков) встретил богиню ночи – Купалицу. Они поженились и родились у них мальчик Купала, названный в честь матери, и дочка – Кострома (от слова костер). По преданию, когда-то давным-давно в Иванов день к реке прилетала птица смерти – Сирен. Она пела чудесным голосом прекрасные песни, но кто слушал её – тот забывал обо всем на свете, и следовал за Сиреном в царство Нави. Не послушались брат с сестрой Купала и Кострома предостережений своей матери Купалицы и однажды тайком от неё убежали в чисто полюшко, чтобы послушать птицу Сирена. И приключилась несчастье. Злая судьба разлучила их. Брата Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирен унесли за тридевять земель, а Кострому далеко от родного дома на берегу Волги. Прошло много лет…