Категория: Июль | Опубликовано: 23-01-2016
Цель:
— Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
— Вызвать эмоциональный отклик детей.
— Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана
Купала.
Оборудование: стаканчики, ведёрки, капельки дождя , цветы из картона, гимнастические палки, пластиковые бутылки с водой и пустые, сценические костюмы.
Участники:
Иван Купала: Пыркова Людмила Юрьевна.
Девица Красная: Ващенко Людмила Александровна.
Ход праздника:
Девица Красная заходит под русскую народную музыку (Во саду ли в огороде):
-Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые!
Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды и матушки Земли!
Девица Красная.
–Да вот только самого хозяина праздника нет.
(Всматривается вдаль)
-Приехал Купаленко.
На семьдесят тележках
Привез нам Купаленко
Добра, здоровья, богатства, почести!
Звучит русская народная мелодия, появляется Иван Купала. В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке свеча горящая и ветка вербы (купайло). Обходит всех детей.
Девица Красная.
-Здравствуй, Купала, наш веселый!
Князюшка, наш летний добрый!
Иван Купала.
-Здравствуй, Девица Красная,
Здравствуйте, детушки малые!
-А вот и я — сам Иван Купала. Еще меня называют – цветной, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня-праздник всех этих стихий! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришел к вам с огнем — земным подобием солнца. С ним я буду вас очищать. Живите во здравии, будьте веселы и богаты (обходит с огнем детей).
-А теперь окроплю водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце.
Окропляет с помощью ветки вербы и распрыскивателя.
-Чтоб здоровы были, много лет жили!
Купала — древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. На празднике этом украшением служит береза. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим.
Березка, радуйся,
Зеленая радуйся.
К тебе детишки идут.
Славные идут.
Завивать венки идут.
Девица предлагает детям встать в хоровод
и спеть песню «Во поле береза стояла».
Подходят к березе, украшают цветными лентами.
Иван Купала.
-Сегодня день полон волшебства.
В мой день шепчутся деревья, разговаривают растения.
А самое главное чудо – это цветок папоротника.
Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко. Но прежде всем ребятам нужно через огонь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться силы, здоровья. Готовы!
Прыжки через «костер».
Красная Девица.
-Ой, мне так понравилось, что я хочу в свою игру поиграть.
Проводится игра «Гори, гори ясно!»
Иван Купала.
-Ну, молодцы, повеселились, порезвились, а теперь нас ждут испытания.
Проводятся эстафеты.
1.Конкурс «Перенеси воду»
Участвуют по 5 человек от каждой группы. Стаканчиком перенести воду от линии старта до ведёрка, вылить воду в ведёрко и вернуться назад, передать стаканчик следующему, а самому встать в конец колонны.
Иван Купала: Молодцы, ребята! Как жарко на улице. Посмотрите и растения завяли. Помогите мне, пожалуйста, чтобы дождик пошёл. Давайте соберём капельки дождя в тучку, а из тучки дождик пойдёт.
2.Конкурс «Собери капельки дождя»
Участвуют по 5 человек от каждой группы. У каждого в руке по одной капельке. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны.
Иван Купала: Ребята, посмотрите, сколько цветов выросло на поляне! Давайте соберём цветочки.
3.Конкурс «Красивые цветы»
Участвуют по 1 человеку от каждой группы. Дети под музыку собирают цветы.
Иван Купала: Молодцы, ребята! А я знаю загадки про растения.
4. Конкурс «Загадки о растениях»
Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда её готовы. (трава)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный (василек).
Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звона нет (колокольчик)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка (одуванчик).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки (ландыш).
Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги (подорожник).
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! (подснежник).
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож (тюльпан).
5. «Коромысло» — ведро на палочке.
Приглашается три пары, предлагается перенести ведёрко с водой на палочке от линии старта до конуса и обратно. Выигрывает та пара, у кого воды больше останется в ведерке.
6. «Водолей» надо перелить воду с бутылки в бутылку.
Иван Купала: Приглашаю мальчиков, меткость и ловкость свою показать.
Иван Купала. Ну вот, наши ребятки оказались такими ловкими, находчивыми, умелыми, преодолели все препятствия. Наверное, укажу им дорогу к папоротнику, вдруг он зацвел в мой день. Чтоб добраться до цветка, надо построится парами и добраться до цветка.
Проводится игра «Ручеек» .
Красная Девица.
-А вот и цветок, мы до него дошли и он цветет.
Дети любуются.
-А значит, мы будем счастливы и найдем клад. А вот и он (достает коробку). Что в нем, узнаете позже.
Дети возвращаются назад. Их встречает Иван Купала и предлагает опустить на воду (в бассейнах) венки и полюбоваться ими. В конце проводится общая пляска под русскую народную музыку. Дети получают угощения из коробки, которую нашли под цветком. Иван Купала прощается до следующего года.
Иван Купала: Молодцы, ребята! Как мне понравилось у вас на празднике. Вы все такие смелые, ловкие, сильные, вы помогли собрать дождик в тучку, полить цветы, умеете отгадывать загадк. Спасибо. До новых встреч!