Категория: Июль | Опубликовано: 23-01-2016
Море неповторимо, непостижимо и бесконечно. Недаром оно влечёт к себе юные умы и сердца во все времена. Герои Крапивина и Майн Рида согласятся с этим. Вдохнуть солёный морской воздух, узнать что-то новое о русском флоте, поделиться своими знаниями, познакомиться с морскими традициями и запомнить несколько морских терминов. Когда же всё это можно попробовать, как не в самый морской праздник – День Военно-Морского флота?
Отмечается он в последнее воскресенье июля. Это праздник всех тех, кто защищает морские рубежи Родины, а также их семей. Мероприятия и парады, проходящие в этот день по всей России, делают праздник торжественным и значимым. Наш сценарий праздника День Военно-Морского флота, который можно провести в детском лагере, поможет сделать этот день для ребят запоминающимся надолго.
Дети заранее делятся на две команды. Каждая из команд — это экипаж флагманских кораблей двух флотилий. Само собой, выбираются командиры и даются названия суднам. Под торжественный марш появляется ведущий праздника – капитан Врунгель Христофор Бонифатьевич вместе со своим старшим помощником Ломом.
Врунгель: Равняйсь! Смирно! Равнение на середину! Командирам доложить о готовности к празднику!
Командиры по очереди подходят к Врунгелю и рапортуют:
— Товарищ капитан! Личный состав крейсера (название) к празднованию Дня Военно-Морского Флота готов!
Врунгель: Поздравляю личный состав флагманских кораблей (названия) с праздником! Попутного ветра! Семь футов под килем! Объявляю праздник открытым! Ура!
Все: УРА!
Врунгель: Жизнь моряка, друзья мои – это не только романтика. Вот, когда мы с моим старшим помощником Ломом были…
Лом: Христофор Бонифатьевич… (достаёт конверт)
Врунгель: Впрочем, сейчас не время для воспоминаний. Нас ждёт приказ командования и боевые учения. (Вскрывает конверт, читает). «Приказ для флагманских кораблей (названия): провести морской бой. Принимает учения назначенная специальным приказом комиссия. Председатель комиссии — капитан Врунгель Х.Б.. В комиссию входят: старший помощник Лом, а также (имена руководителей отряда, родителей)». Боевые учения объявляю открытыми! Ветер в паруса нам! Но… отчего-то полный штиль. А знаете ли вы, что адмирал Коломейцев рассказывал об одном морском поверье. Во время штиля, для того, чтобы вызвать ветер, нужно написать на листке бумаги имена десяти лысых людей, бумажку выбросить за борт и, слегка посвистывая, поскрести мачту ногтями. Вот такое поверье. Вряд ли мы вспомним такое количество лысых, поэтому мы их просто нарисуем!
Эстафета «Ветер в паруса»
Участники команд выстраиваются один за другим. Первые участники добегают до столов, на которых лежат листочки бумаги и мелки. Их задача – быстро нарисовать на листочке лысого человечка. После чего они возвращаются к своим командам. Вторые игроки, добежав до стола, комкают эти бумажки и выбрасывают их за борт (в вёдра, стоящие рядом). Третьи скребут «мачту» (ножку стола) и свистят. Четвёртые делают то, что первые и т.д.
Врунгель: И вот наши паруса наполнились ветром! Полный вперёд!
Морской бой
Нужно заранее сделать с помощью компьютерного проектора или на листах ватмана поля для игры в морской бой. Поля, на которых расставлены корабли, лежат перед командами, а поля, на которых отмечаются ходы, видят все. «Выстрелы» производятся по очереди, если игрок попал, то можно дать ему право ещё одного хода. Когда корабль противника «убит», команде засчитывается балл. Команда, поразившая первой все цели противника, получает дополнительно 3 балла. Но это не всё: команде (или стрелку, если убит однопалубный корабль) даётся задание, оно зависит от вида поражённой цели. Выполнение задания оценивается комиссией (правильность, скорость, прибегал ли игрок к помощи команды, смогла ли команда верно ответить, или была дана подсказка) и в соответствии с этим выставляет (или не выставляет) команде дополнительные баллы.
Если повержен однопалубный корабль, игроку, производившему выстрел, даётся задание. Однопалубных кораблей 4, поэтому на две команды нужно заготовить 8 вопросов:
Вопросы для викторины «Знаток моря»:
1. Я знаю 5 мореплавателей. Варианты ответов: Витус Беринг. Открыл Аляску, Командорские о-ва, Берингов пролив . Хабаров Ерофей Павлович. Первопроходец на Дальнем Востоке. Лазарев и Беллинсгаузен. Открыли Антарктиду. Колумб. Открыл Америку. Магеллан. Первое в мире кругосветное путешествие. Невельской Геннадий Иванович. Открыл Татарский пролив между материком и о. Сахалин.
2. Я знаю 5 флотоводцев России. Варианты ответов: Павел Степанович Нахимов, Фёдор Фёдорович Ушаков, Иван Фёдорович Крузенштерн, Франц Яковлевич Лефорт, Степан Осипович Макаров.
3. Я знаю 5 названий знаменитых кораблей. Варианты ответов: Крейсер «Аврора», броненосец «Потёмкин», крейсер «Варяг», крейсер «Адмирал Нахимов», каракка «Санта-Мария», подводный крейсер «Курск».
4. Я знаю 5 видов военных кораблей. Варианты: Подводная лодка, авианосец, миноносец, крейсер, тральщик, фрегат, корвет.
5. Слово «кошка» на морском языке это:
А) Талисман корабля в виде кошки, хранится у капитана судна.
Б) Ловкий матрос.
В) Маленький шлюпочный якорь.
(Правильный ответ – шлюпочный якорь)
6. «Док» — это:
А) Гражданский специалист, имеющий учёную степень, служащий на военном корабле.
Б) Искусственный залив, куда заводят суда для ремонта.
В) Мачта.
(Правильный ответ – искусственный залив)
7. Камбуз это:
А) Так в шутку зовут самого толстого матроса корабля.
Б) Корабельная кухня.
В) Строгий выговор командира в случае провинности.
(Правильный ответ – корабельная кухня)
8. Кубрик это:
А) Общая жилая каюта.
Б) Кубик рубика – в него играют моряки в минуты отдыха.
В) Специальный квадратный ящик, находящийся на корме корабля.
Когда поражён двухпалубный корабль, игрок, «убивший» его, выбирает себе напарника из своей команды. Одному из ребят даются в руки сигнальные флажки – он теперь сигнальщик корабля. Он должен без слов передать своему товарищу текст морской пословицы. Это можно сделать жестами, показывая каждое слово, как в игре «Крокодил», либо рисовать в воздухе буквы. Двухпалубных кораблей всего 3 штуки, поэтому пословиц должно быть 6.
Пословицы для игры «Сигнальщики»:
Ложкой моря не исчерпаешь.
Кто в море бывал, тот лужи не боится.
Жди у моря погоды.
Морской волк во всём знает толк.
Моряка на суше не воспитаешь.
За море по еловы шишки не ездят.
Если повержен трехпалубный корабль, проводится игра «Лог, лаг и компас».
«Без лота — без ног, без лага — без рук, без компаса — без головы,» – говаривали бывалые моряки.
Лот – это устройство, позволяющее измерить глубину. Давным-давно его заменяла обычная гиря на верёвке, сегодня лоты бывают механическими и гидроакустическими.
Компас помогает определить направление курса, с ним знакомы даже далёкие от моря люди. Только моряки зовут его не кОмпас, а компАс.
Лаг помогает морякам измерить скорость судна. В древности (а кое-где и по сей день) в качестве лага использовалась треугольная доска и привязанная к ней верёвка. На верёвке (лине) на одинаковом расстоянии друг от друга завязываются узлы. Доску выбрасывают за корму и пересчитывают количество узлов, ушедших за борт за определённую единицу времени. Кстати, измерение скорости судна в узлах пошло именно отсюда.
А задание у ребят будет такое. От команды выбираются 3 человека. Ребятам даётся таз с водой и плавающим в нём игрушечным корабликом, компас, верёвочка и груз, длинная верёвка. Один из игроков должен определить курс кораблика с помощью компаса и внести данные в судовой журнал (записать на лист бумаги). Второй должен измерить глубину таза с водой, для этого он должен соорудит лот из подручных средств, результаты исследования также заносятся в журнал. Третий с помощью лога определяет скорость – для этого придётся модель корабля вытащить из воды и пройти с ним по залу, вообразив, что это – море. Ребята могут помогать друг другу. Также возможна помощь других членов команды.
«Убитый» четырёхпалубник – знаменует собой начало эстафеты. В ней принимают участие все члены обеих команд, независимо от того, кто поразил цель. Им нужно разделиться по 4 человека. Задача – дойти до стола, обогнуть его и вернуться к команде, крепко сцепившись локтями. Это требует определённой ловкости и сноровки.
После того, как морской бой завершился, комиссия подсчитывает баллы. В это время команды играют в знаменитую морскую забаву — перетягивание каната. Победа в этом состязании приносит команде дополнительный балл.
Врунгель: А как у нас обстоят дела с самодеятельностью? Это очень важная часть морской жизни!
Все танцуют матросский танец «Яблочко». Врунгель показывает движения, дети повторяют.
Врунгель: Равняйсь! Смирно! Равнение на середину! Учения прошли успешно, ставлю оценку «отлично». Слово даётся высокой комиссии.
Происходит награждение команды победителя. Вторая команда получат поощрительный приз или же ей присуждается победа в особой номинации (самая артистичная, дружная, весёлая, креативная и т.д.)
Врунгель: Объявляю благодарность всему личному составу флагманских кораблей (названия). Торжественная часть окончена! Вольно! Разойдись!
Под марш Врунгель и Лом прощаются с детьми и покидают зал.