Сценарий весеннего праздника в средней группе детского сада

0

Категория: Праздник | Опубликовано: 27-11-2016

евушки 5-7 человек, одетые в народные костюмы .
(Каждой из действующих лиц можно дать имя или при распределении ролей называть их первая, вторая и т. д. или ведущая)
Текст сценария можно распределить на несколько человек. Можно во время проведения праздника петь частушки под музыку или без аккомпанемента. Все на усмотрение постановщика данной народной картинки. Главное, чтобы зрители были активными участниками действия.
Место проведения :
— интерьер русской избы (музей СЮТур «Русская изба »)
-стол, лавки, прялки, пяльца, ткацкий стан и др. предметы для женского рукоделия.
Экскурсанты заходят в специально оформленную «под избу» комнату. Там сидят девушки за прялками, с пяльцами (каждый занят своим делом). Поют песню, которую можно петь на «посиделках». Песня звучит тихо, задушевно. Горит лучина. По окончании песни одна из девушек заводит рассказ о «посиделках» ( почему девушки собрались, что делали?). После этого рассказа запевается песня. Рассказ о посиделках должен быть составлен так, чтобы в нем прозвучала мысль о том, что какую-то из девушек должны выдать замуж. Поется песня (свадебная). После песни звучит рассказ об обряде «свадьба». Во время рассказа о свадьбе звучат песни, свадебные припевы.
После этого обряда можно сказать несколько слов о посиделках в святки и закончить этот рассказ хороводом.
После хоровода все приглашаются к чаю.
За чаем также могут звучать лирические застольные песни (о девичьей гордости, о несчастной любви и т.п.).
Ход урока – экскурсии
Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень рады видеть вас всех сегодня здесь. Располагайтесь поудобнее, а мы сделаем все возможное, чтобы вам сегодня было интересно и нескучно.
Вот уже прошел ровно год, как мы прозанимались в кружке экскурсоводов- фольклористов. За время наших занятий в этом кружке мы познакомились с различными формами проведения экскурсий. Это может быть: рассказ о каком- либо архитектурном сооружении, посещение и осмотр заповедника, с показом красочных слайдов, да и многие другие формы. А вот основными темами наших экскурсий являются материалы об истории культуры прошлого, о традициях и обрядах наших предков. Мы изучали историю христианских праздников.
Перед нами встал вопрос, а как же передать все те знания, которые мы приобрели на этих занятиях Вам, и сделать это как-то необычно, чтобы было интересно всем, независимо от возраста, профессий, увлечений. И вот мы решили устроить наши сегодняшние посиделки, на которых мы вам сейчас все покажем и расскажем. Так давайте же вместе посидим, побеседуем…
(звучит песня)
Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
Позарастали мохом- травою, 2 раза
Где мы гуляли милый с тобою.
Мы обнимались, слезно прощались,
Помнить друг друга мы обещались.
Нет у меня с той поры уж покою 2 раза
Верно гуляет милый с другою
Если забудет, если разлюбит,
Если другую мил приголубит,
Я отомстить ему поклянуся 2 раза
В речке глубокой я утоплюся.
Птички- певуньи правду скажите
Весть про милого вы принесите
Где ж милый скрылся, где ж пропадает- 2 раза
Бедное сердце плачет – страдает.
Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
Позарастали мохом- травою, 2 раза
Где мы гуляли милый с тобою.
Собирались в давние времена молодые девушки на посиделки, вечеринки, девичники. Собравшись в какой-нибудь избе, девушки садились за работу: они пряли, вязали, вышивали или шили. Девушки умело сочетали работу с песнями, хороводами, плясками, а в святки – гадали. Но наши посиделки не святочные, и поэтому гадать сегодня мы не будем, а расскажем Вам несколько о другом.
Каждая девушка готовилась к счастливой жизни, к большой и светлой любви, но вместе с тем, в душе у каждой девушки таилась тревога горькой жизни в замужестве. Посиделки можно считать грустным местопрепровождением, но это было не так. Девушки на посиделках вели разные беседы за работой, но главным, конечно, были разговоры о свадьбе, потому что в основном на посиделках были девушки возраста 15-20 лет, девушки «на выданье». Они обсуждали различные вопросы, связанные с женской долей. А как Вы знаете, с женской долей связано много: это и слезы, это и смех, это и радость, это и горе.
Так же на посиделках девушки могли и плакать, и смеяться одновременно:
В песнях радость, в песнях горе,
В песнях и веселице.
Только в песнях нахожу
Сердечку утешение.
Уж ты верба- вербушка,
Золотая вербушка,
Не расти, верба, во ржи,
Расти в поле на межи.
Ветер вербу не берет
Соловей гнезда не вьет.
Как бы кустушек не мил,
Соловей гнезда не вил.
Соловейка Ванюшка,
Канарейка Марьюшка.
Походи-ка, погуляй,
Хороводы набирай.
Заводится хоровод:
Возле саду, саду,
Возле саду, саду
Саду зеленого,
Саду зеленого
Там ходят гуляют,
Там ходят гуляют
Две красны девчонки,
Две красны девчонки
Они собирают,
Они собирают
Себе по цветочку,
Себе по цветочку
Они совивают,
Они совивают
Себе по веночку,
Себе по веночку
Они укладают,
Они укладают
Себе на головку,
Себе на головку
Возле саду-саду,
Возле саду саду
Саду зеленого,
Саду зеленого
После хоровода: — Вы сейчас увидели, какой девушки завели красивый хоровод. Много имеется видов хороводов. Это и «Капустонька», который вы сейчас видели, это и «Ручейки», это и «Плетень», кстати, очень сложный хоровод, но у нас с вами все еще впереди, мы и его выучим и покажем Вам. Но особое внимание хочется обратить на костюмы, которые вы видите на девушках. Посмотрите, как эти костюмы преобразили их, какие они сидят нарядные и красивые. Ведь, правда? А вы знаете, но если говорить честно, то когда мы первый раз увидели рубаху, это вызвало у нас улыбку, а у многих даже смех. И это была наша естественная реакция, потому что до того, как мы стали посещать наш кружок, мы очень многого не знали. Но вот прошел год, и наше отношение к этому изменилось. А однажды мы и сами примерили на себе эти рубахи, и знаете у нас появилось какое- то чувство радости, торжественности. Было такое впечатление, что мы действительно оказались в том времени, когда девушки носили эти костюмы. И вам, наверно, тоже захотелось узнать об этом побольше. Вот сейчас послушайте наш рассказ…
(Идет рассказ о костюме, в частности, о юбках, паневе.)
Девушки на выданье надевали на праздники по нескольку юбок, « чтобы толще казаться»- полнота для них была все равно что красота. Ведь деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. И та же полнота означала для крестьянской девушки здоровье, а здоровье – это и дети, и работа до седьмого пота.
Худобу на Руси издревле относили к большим изъянам женской внешности. «Тело» обретали своеобразно: женщину укладывали на несколько дней в постель, потчевали хлебной водкой, заботливо кормили, строго наказывали не выходить.
Полным хватало двух- трех нижних юбок, отличавшиеся худобой натягивали стеганную на вате «споднюю» юбку.
Древнее юбки была на Руси панева. Это тоже, что юбка, только полы, как правило, были не сшиты.
Панева вполне представляла свою хозяйку, откуда она родом, замужняя или вдова и почему надела она паневу.
Деревенские портнихи были очень изобретательны в отделке панев. Они додумались даже до «плиссированных» панев: сшитую паневу складывали по клеткам ( «глазкам») в «ласки», «гранки» и, перевязав веревочкой, клали под горячий деревенский каравай. Получалось «плиссе», складки которого долго не расходились.
Панева была бабьей одеждой. Девичий наряд, как правило, состоял из рубахи с шерстяным поясом, а поверх- фартук или армяк. В канун совершеннолетия, на именины девушки или в праздник на нее при всех родных подруги надевали паневу. Девушку, надевшую паневу, можно было сватать и собирать ей приданное.
В последний раз – и теперь окончательно – паневу на девушку надевали во время свадьбы. Паневу поддевали на кнут, поднимали выше головы и опуская на невесту, приговаривали: « Вот тебе гроза и воля, и вся твоя судьба». Невеста с громким плачем отвечала: «На что девичью красу снимаете, бабью сухоту надеваете».
После этого выводят невесту и запевают величальную для невесты:
Ой куры, куры
Младые куры, не поите куры рано поутру
Не будите куры меня молоду,
Ой, ладо, ладо меня молоду
А я молода всю ночь не спала,
Ой, ладо, ладо всю ночь не спала
Всю ночь не спала, Ивана ждала
Ой, ладо, ладо Ивана ждала
Приехал Иван с Москвы с дороги,
Ой ладо, ладо с Москвы с дороги
Он вошел во сад, во сад, в огород
Ой, ладо, ладо, во сад в огород
Во сад, в огород, винограду рвать
Ой, ладо, ладо винограду рвать
Сорвал веточку, виноградочку
Ой, ладо, ладо виноградочку
Виноградушка, что Татьянушка
Ой, ладо, ладо ненаглядная.
Сам обряд свадьба был очень интересный и состоял из нескольких обязательных ритуалов: 1) сватовство
2) сговор, смотрины
3) варка пива
4) неделя гулянья
После того, как произошел сговор, жених со своими друзьями целую неделю гуляет. А вот для невесты эта неделя – неделя слез. Вот об этом мы расскажем подробнее.
Русская свадьба в старину.
Окручивая невесту, девичью косу ее разделяли стрелою (символ любви), а гребень, которым коса расчесывалась, обмакивали в мед или вино (символ дождя). Как метафора молнии, которую Перун сверлит тучи, проливает дожди и снимает с неба облачные покровы, стрела, которую на другой день брака, когда просыпалась молодая, приподнимали с нее покров. Символическое значение имело также и покрывало, которым окручивали голову невесты, или ее фата; она обозначала тот облачный покров, под которым являлась прекрасная богиня весны. Покрытие головы сделалось признаком замужества, и последним строго запрещалось выказывать хотя один волосок из-под платка или клички – быть простоволосою. Этот обычай – покрытие головы девушки платком имел такое важное значение и силу, что девушка становилась иногда беспрекословно женою того, кто, чувствуя к ней склонность, набрасывал на голову ей покрывало.
Завязкою к предбрачным обрядам считалось гадание и сватание. Укажем на несколько видов гадания, тесно связанных со свадебными обрядами, существовавшими на Руси в старину и существующие доселе в некоторых патриархальных уголках ее. Мать завязывает дочери глаза, водит ее взад и вперед по избе и затем пускает идти, куда она хочет. Если случай приведет девушку в большой угол или к дверям, — это служит признаком близкого замужества, а если к печке – то оставаться ей дома, под защитою родного очага. Большой угол потому предвещает свадьбу, что там стоят иконы и оттуда достают образ, которым благословляют жениха и невесту. Двери же, как и ворота, обозначают скорый отъезд из родного дома. Поэтому, если башмачок, брошенный девицей через левое плечо, ляжет носком к дверям, то быть ей вскоре просватанной.
Сватать, являлась с предложением к родителям невесты, старается усесться на лавку так, чтобы половицы из-под ее ног шла прямо к двери, видя в этом залог успеха своего сватания. Когда уже ударено по рукам, невесту благословили, все присутствующие после некоторого молчания, придающего особенную торжественность обряду, помолились и свадебный поезд хочет двинуться, невеста, желающая, чтобы вышли замуж поскорее и ее сестры, должна потянуть за скатерть, которую покрыт стол, потянуть за собой в дорогу, как бы расстилающую белою скатертью и своих сородичей.
— Дорогие девушки,
Я вам не подружка
Я сегодня – девушка,
А завтра- молодушка.
(запеваем частушки)
Выхожу и запеваю
Песню изначальную
Для кого веселую
Для кого печальную.
Коль гармошка заиграла
Значит, надо выходить
И самим повеселиться,
И людей повеселить.
Дальше идут другие частушки (из них – мол)
Говорят, что я горда,
Пусть себе утешаться,
Лучше с гордостью любить,
Чем на шею вешаться.
Я немножечко волнуюсь,
Ты сердечушко молчи.
Тайну девичью не выдай,
Потихонечку стучи.
Ой, ребята-кавалеры,
Отодвиньтесь от нас.
Мой миленок всех пониже
Мне не видно из-за вас.
Если я тебе не пара,
Если я не хороша,
Так какую ж тебе надо,
Окаянная душа.
Не глядите на меня,
Глаза поломаете,
Я не с вашего села,
Да вы меня не знаете.
До свиданья, до свиданья
До свиданья три раза,
А еще раз до свиданья,
Ваши карие глаза.
САРАТОВСКИЕ ПРИПЕВКИ.
Мой миленочек большой,
Да любит меня, маленьку,
Подожди мой дорогой,
Я встану на заваленку.
Ах, на небе облака
Снеговые, белые
Ах, какие стали мы
Насчет любови смелые.
Мы с миленочком сидели,
Он молчит и я молчу
Хоть люблю его, но первая
Признаться не хочу.
Вы, ребята, не гордитесь,
Что нас много – вас полно!
Но ухаживать за вами
Мы не будем все равно!
Когда закончились частушки – сразу запевают «Курилку»
Курилка, курилка
Ножки долгоньки,
Ножки долгоньки,
Живот короток.
Не помри же ты, курилка,
Не заставь меня плясать-
Не заставь меня плясать
Всю беседу целовать,
Тундари…,- да!
(играем 2 раза, к игре привлекаем наших зрителей, гостей)
Обязательным свадебным обрядом для невесты была баня. Да, баня и слезы в бане. Как говорит великая русская пословица: «Поплачь за столом, а то будешь плакать за углом».
По обычаю девушка-невеста должна оплакивать свою свободу, прощаться с девичьей жизнью, должна оплакивать за всю жизнь вперед. Хотя в замужней жизни женщинам приходилось проливать не меньше слез, сколько бы они не плакали в невестах, но все равно девушки плакали и обязательно на виду у всех.
Девушки сильно плакали в бане, причитали. По содержанию причитания девушка прощалась с родительским домом, с подружками, плакали, что покидают девичью волю. Иногда было так, что девушка не могла плакать, тогда к этой невесте приглашали плачею. Женщина- плачея могла вызвать слезы у других. Невеста начинала плакать, что означало хорошую, счастливую жизнь в замужестве.
Утро свадебного дня начиналось для невесты с бани, невеста вместе с самой близкой своей подругой шла в баню. Остальные девушки собирались вокруг бани и слушали, как плачет невеста. В некоторых областях существовали суеверия и приметы, связанные с баней…
После сватовства и рукобития (окончательного сговора о свадьбе), невеста начинала шить и вышивать рубаху жениху. В рубаху в виде вышивки, вшивалась заговоренная нитка. Заговор на нитке был разный: оберегал жениха от дурного сглазу, от измены жене, чтобы мужская сила не покидала мужа… Так вот, когда невеста выходила из бани, она надевала на себя, на голое тело эту рубаху. Это примета означала, что в будущем муж будет привязан к своей жене, одним словом невеста завораживала жениха. После этого она рубаху снимала и дарила ее жениху.
А в Орловской области была другая примета, чтобы приворожить жениха, невеста не одевала на себя женихову рубаху. Был вот какой обряд… Девушка- подружка, которая была с невестой в бане или крестная мать собирала в бане с невесты пот (ваткой или тряпочкой). Эти капли пота собирали в баночку. Когда наступала брачная ночь для невесты и жениха в специально приготовленном месте, кроме брачной постели, готовили кувшин с напитком для жениха. Так вот в этот напиток и выливала крестная невесты или сваха собранные с невесты капельки пота бане. Эта примета обозначала также большую привязанность друг к другу, особенно мужа к жене.
А я хочу добавить о приданном. Невеста, кроме рубахи для жениха, должна была вышить не менее 40 рушников для подарков новой родне. Подарки жениху: рубаху, порты. И семье подарят: свекровке – 3 исподки и на сарафаны, платок – все это свекровке. Скатертей, платовья. Деверю – рубаху, порты. Полотенце каждому.
Девицы – красавицы, душеньки- подруженьки,
Разгуляйтесь, девицы, разлуляйтесь милые,
Заведите песенку, песенку заветную
Заманите молодцев к хороводу нашему!
Из- под дуба, из- под вяза,
Из- под вязова коренья,
Вот те калина, вот те малина.
Из- под вязова коренья,
Бежит зайка – горностайка
Вот те калина, вот те малина.
В зубах несет везеницу
Небывалу небылицу
Про душу красну-девицу
Барыню, барыню, сударыню барыню.
Девка, стоя на плоту
Моет шелкову фату
Она мыла колотила
Фату в воду опустила
За фатой в воду скочила
Башмачки оборонила
И чулочки замочила
Барыня, барыня, сударыня барыня.
Да не жаль мне башмачков,
А жаль шелковых чулков
Мне ли эти башмачки
Сударь- батюшка купил
А белы шелковы чулочки
Мил сердечный подарил
Мил сердечный подарил
Ко мне три года ходил
Барыня, барыня, сударыня барыня. ( 2 раза)
Сегодня мы совершили несколько своеобразную экскурсию в давнее прошлое наших бабушек и дедушек и рассказали вам об одном из обрядов – обряде свадьба.
Много свадебных обрядов существовало на Руси, и в различных областях России они несколько отличались друг от друга, но, несомненно, обряд «свадьба» — самый интересный, самый торжественный, праздничный и, не побоюсь этого слова, самый красивый обряд. Отголоски из давнего прошлого дошли и до наших сегодняшних дней. Так, сегодня молодые пары придерживаются старых традиций и обычаев.
Много, очень много существует разных знаков и символов, связанных с женитьбой. Но самый главный из них, все- таки кольца, которыми обмениваются сочетающиеся браком – залог верности и любви, нерушимости союза. Происхождение свое обручальное кольцо ведет от тех времен, когда у некоторых кочевых народов существовал такой обычай : мужчина дабы не дать своей возлюбленной сбежать от него , связывал ей ноги у щиколоток обручами из душистой соломы. Впоследствии ненадежные соломенные «кандалы » были заменены на кожаные…
Цивилизованные римляне придали обычаю чисто условный характер: стали «метить » своих избранниц, надевая на палец им кольцо – сначала сделанное из железа , потом из золота.
Христианская религия подхватила и канонизировала традицию. И с тех пор обмен кольцами составляет основу церемонии бракосочетания.
Как это не горько, но сейчас многие молодые люди не знают много из истории прошлого. Не знают корней, корней не только обряда, о котором мы сейчас рассказали, но и об истории христианских праздников, да и вообще простой крестьянской жизни. И вот, чтобы восполнить этот пробел, мы начинаем серию наших экскурсий, посвященных историю прошлого, традициям предков.
Сегодня мы совершили первую экскурсию, посвященную этой теме и рассказали вам об обряде «свадьба ».Это была наша первая экскурсия , и может что – то у нас сегодня не получилось , но мы только учимся и у нас все впереди. Наши экскурсии своеобразны и несколько отличаются от других . Своеобразие их в том , что мы пытаемся создать атмосферу той жизни , о которой мы говорим , девушки одевают костюмы , которые носили их сверстницы в давнем прошлом, поют те песни , играют в те игры , которые были модны тогда. Но на этом мы не остановимся. Вторым шагом в нашем начинании будет наша вторая экскурсия , посвященная истории христианских праздников. Если хотите, если вы с нами солидарны, если все сегодня понравилось, то можете быть ее участниками
Милости просим!
На этом посиделки не закончились. Еще издавна гостей не отпускали просто так , их приглашали к столу . Мы же приглашаем вас к чаю.
«Праздник идет — гостей приведет.»
«По гостям, коли любо гуляй, да и сам ворота отворяй!»
«Гость невольный человек: где посадят , там и сядет»
«Что поставят , то и кушай , а хозяина в доме слушай !»
«Мил гость , что недолго гостит»
Во время чаепития девушки приглашают играть гостей в игру «Сиди, сиди ящер»
Сиди, сиди ящер,
В ореховом кусте,
Грызи, грызи ящер,
Каленые ядра
Дам тебе ящер,
Красную девку,
Алую ленту
(спрашивают):
— Кто сидит ?
— Ящер.
-Что грузет ?
Ядра.
-Кого хочет?
-Девку.
-Которую ?
(Ящер называет имя девушки, участвующей в хороводе, вызванная бросает ему платок и садится возле него , так Ящер вызывает к себе всех девушек , затем они снова становятся в хоровод и пляшут ).
Насиделся , Ящер,
В ореховом кусте,
Насмотрелся Ящер,
На красных девок.
Отдай же, Ящер ,
Алую ленту,
Алую ленту-
Девки Надежи!
(Ящер раздает по принадлежности платки, хоровод пляшет и поет,
пока он всем не раздаст платки)

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.